Перевод: директор по развитию Firefox о будущем браузеров и веба

Помните браузерные войны? Internet Explorer владел вебом, Firefox 1.0 бросил вызов. Шесть лет спустя позиции изменились, но IE все еще силен. Куда же идет Mozilla? Об этом расскажет Кристофер Близзард (Christopher Blizzard) – директор по развитию и евангелист open source в Mozilla.

Журналисты портала Gizmodo встретились с ним в Ace Hotel и поговорили о будущем Mozilla. «Руформатор» представляет сокращенный перевод стенограммы этой беседы.

Gizmodo: Скоро выходит приложение для iPhone, верно?

Кристофер: Речь идет не только о браузере как о части технологии, но также и о том, кто вы, где вы, что вы знаете, и мы пытаемся упростить это для мобильных устройств. На самом деле все это очень любопытно – синхронизировать мобильные устройства и настольные ПК. Поэтому я использую эту технологию [Firefox Sync] на нескольких операционных системах и машинах у себя дома, и для меня это было открытием. Я запускаю новый браузер, и он точно знает, кто я такой и что мне нужно.

Gizmodo: По поводу скорости работы ява-скриптов. Firefox конкурирует на настольных ПК в этом аспекте? У Chrome и Safari теперь есть расширения, которые первоначально имел только FF. Так в чем же будет заключаться следующий шаг для Firefox?

Кристофер: Ну насчет ява-скриптов – битва еще не окончена. В FF 3.5 мы показали то, что мы называем трассировками – отслеживание кода в момент запуска и его оптимизация. Это принципиально иной подход, чем был раньше. В FF4 мы делаем новый компилятор, который еще никто не тестировал. У нас будет такой движок ява-скриптов, который на шаг впереди всех ныне существующих.

Google продвигает сейчас технологию Native Client – и это часть их решения по повышению производительности веба. И я вижу, что мы можем быть быстрее с Native Client и получить выгоду для себя. Но это займет не один год.

Giz: Интересно, что на рынке у нас теперь три крупных игрока: Microsoft со своим браузером, Apple со своим и Google теперь принесла свою тарелку супа. Mozilla делает вид, что не зависит от них…

Кристофер: Да мы вообще единственные, кто делает браузеры! Мы не продаем рекламу, не делаем операционных систем, не продаем «железа». Мы делаем только браузеры.

Giz: Несколько лет назад во время противостояния Mozilla vs. Microsoft людям легче было выбирать. А теперь люди хотят пользоваться браузером от Google. Так какова же сейчас позиция Mozilla на этом рынке, как вы находите достойные конкурентные преимущества?

Кристофер: Мы и сами задавали себе этот вопрос и всегда получался один ответ – мы действительно заботимся о людях. Это действительно очень важно. И веб – это мощная сила. Так что пока мы будем продолжать делать то, что люди любят, люди будут продолжать этим пользоваться. До тех пор, пока мы несем ответственность за все технологии, которые мы воплощаем в жизнь, продолжая совершенствовать и инвестировать в них как в механизм для достижения более значимых целей – до тех пор все будет хорошо. Я не волнуюсь насчет конкуренции с другими участниками рынка. У нас нет таких огромных ресурсов (с точки зрения денег), но с точки зрения сплоченной команды мы смотримся гораздо лучше. Мы сейчас примерно такие же, как и все остальные.

У нас тоже есть много активов. У нас есть сильный бренд. И действительно здорово, что люди выбирают Firefox снова и снова. Мы знаем, что люди любят нас. Когда мы выходим на улицу, нам говорят «о, я люблю Firefox, он изменил мою жизнь в Сети». Я думаю, что если мы просто сосредоточимся на том, что заботимся о людях, то все будет в порядке. Мы находим себя заново, мы продолжаем делать вещи, которые люди любят.

Giz: Как вам удается сохранять баланс между тем, что есть, и добавлением новых функцией? Например, синхронизация – это новая фишка.

Кристофер: Мы тратим много времени на это. Я хочу сказать, что изобретать каждый раз новые вещи – это отличная идея. И мы продолжаем это делать. Большинство людей не знают этого, но изначально расширения были созданы, чтобы мы сами могли творить что-то новое. Это дало нам возможность сказать «нет» встраиванию новых функций по умолчанию в ядро браузера, а сделать их в виде расширений. И я думаю, это одна из причин, почему мы видим тысячи и тысячи новых расширений. Знаешь, у Chrome есть расширения, у Safari будут расширения, но это не одно и то же. Платформу, на которой они их построили, большинство людей не понимает, и она ограничена API. Firefox является платформой сам по себе: интерфейс написан на том же языке, что и веб, и ты можешь изменить его. Это очень гибкая платформа, и это дает очень большой творческий заряд для тех, кто хочет что-то попробовать. Это не помогает стабильности, но помогает людям, которые хотят создавать что-то новое.

Ты не можешь сделать этого в других браузерах. Они взяли языки, которые мы использовали, и попытались их имплементировать в себя, но того же самого не получилось. Возможность творить, менять, открывать новое – это то, что люди действительно хотят видеть в расширениях, и это то, что мы им даем, то, что помогает нам расти.

Теперь мы привнесли это в мир карманных гаджетов.

Giz: Opera интересна тем, что привнесла в мир браузеров множество интересных фишек, например, окна быстрого доступа, что используют и Safari, и Chrome. Тебя это хоть немного беспокоит? У них так много интересных функций в браузерах и они не стесняются экспериментировать на людях. «О, это круто, мы это сделаем и посмотрим, что получится».

Кристофер: Это вообще странная штука [Opera]. Не знаю, что они собираются делать. Их продукты для мобильных устройств действительно суперские. Насколько я знаю, никто это место пока не занял.

Giz: Но Skyfire тоже выглядит интересным продуктом, на смартфонах и других мобильных устройствах…

Кристофер: Ну тут есть несколько интересных фишек, но большинство людей этого попросту не поймут. Причина, по которой они выбрали Mozilla – это совместимость. Я не думаю, что два этих продукта будут прямыми конкурентами, потому что у них разная архитектура, разное сообщество. Наша доля рынка куда больше, чем у Opera, так что я нисколько не боюсь конкуренции. К тому же, у нас совершенно другая организация, чем у них. В смысле, да, это здоровая такая, публичная компания, верно? Один из их сотрудников сказал – можете проверить – что у них там работают 750 человек или около того. Серьезно, это огромная компания. Они тратят кучу времени, работая с телефонами. Их браузер для десктопа был основой для мобильных платформ, так что я не волнуюсь насчет конкуренции.

Giz: Вы надеетесь занять большую часть рынка браузеров карманных гаджетов или остановиться на малой? Android для вас достаточно хорош?

Кристофер: Мы не надеемся, мы займем. Мы собираемся привнести на рынок полноценный браузинг, и это значит, что смартфоны – наша первая цель. Мы должны работать на открытой платформе, чтобы инновации появились там, где это нам нужно. iPhone для этого вообще не подходит, он кошмарен. Когда я говорю о том уровне творчества, который окружает расширения, ничего из этого невозможно применить к iPhone. Когда другие люди что-то создают, это ведь пугает, ага?

Поэтому мы выбрали Android. Мы собирались поработать с Windows Mobile, потому что Windows Mobile хороший браузер нужен как воздух, но платформа была свернута [в пользу Windows Phone 7]. Они сказали: «Можете использовать ваши наработки в Silverlight, если хотите, но вам придется выходить на рынок через наш магазин приложений, и мы вас не пустим».

Мы не будем мешать. Они же хотят засунуть туда новые версии IE, и это страшно…

Giz: Мутант на основе IE7…

Кристофер: Одна из прекраснейших вещей мобильного веба – это то, что люди хотят пользоваться современными браузерами, а Microsoft в одиночку собирается тащить всех на крючке назад.

Giz: Так какое же будущее ты видишь для веб-приложений? Google – очень большая компания, и они серьезно ими занимаются. Android выглядит «переходным этапом» для них в нескольких аспектах. К этому все и идет; твои коллеги думают примерно в том же ключе?

Кристофер: У меня несколько иная точка зрения. Есть множество нерешенных и новых вопросов – монетизация, удобство, движки. Что интересно, так это то, что браузеры сейчас подошли к той черте, когда стало возможным создать действительно полезные и серьезные приложения, которые даже и полезны сами по себе; то есть они могут использоваться не только для просмотра каких-либо данных и доступа к ним. Я думаю, что Chrome Store ждет бум больших продаж. Монетизация части приложений приведет к тому, что до их будет легко найти и легко до них добраться. Так что они собираются приложить весьма существенные усилия для этого.

Еще я думаю, что нам надо расширить границы воображения, когда мы говорим на эту тему. Думаю, что в деле создания веб-приложений стоит немного изменить подход, чтобы теснее связать настольные и мобильные системы. У нас сейчас есть действительно уникальные возможности, чтоб это сделать. Часть приложений может быть сделана на основе каких-то стандартов, часть – экспериментаторские, часть из них могут быть сервисами.

Должно быть что-то, с чем мы едины, и что-то, что мы продвигаем вперед. Я считаю, что пришло время начать получать прибыль с приложений и время, когда монетизация поможет людям делать лучшие вещи. Я слышал от ушлых товарищей, которые продают приложения для iPad, как они говорили – «О, мы стянем это из веба, завернем в красивую оболочку и затем будем продавать по десять баксов — и владельцы iPad это купят».

Giz: А что ты думаешь по поводу VP8? И по поводу видео в HTML5, мы увидим его в ближайшем будущем?

Кристофер: Здесь есть масса моментов. Первый из них – это внедрение его как стандарта. VP8 действительно хорош. Стандартная часть – ну это что-то типа «посмотри на этот код, и как он работает». Так что мы должны дойти до той точки, где уже пора бы разработать спецификации. Всего лишь. Думаю, это хорошее решение, которое подстегнет развитие стандарта, а VP8 интересен тем, что он будет доступен на YouTube. Уже сходу 20% всего веб-контента — бамс! Это на порядок больше, чем где бы то ни было еще.

Еще контент должен быть относительно доступен. Я хотел бы также сказать, что в кодировании VPA не так удобен, как все остальные кодеки, с помощью которых ты смотришь видео, но должно быть доступно кодирование видео в принципе, чтобы мы смогли это использовать для чата в реальном времени. Должна быть возможность лицензионных отчислений для всех случаев. H.264 неплох, но это не лучший формат. Он сильно нагружает процессор для кодирования и вообще какой-то сверхзамороченный.

Да, H.264 дает хороший уровень компрессии, потому что он сильно грузит процессор. Если вы декодируете видео в формате H.264, что зависит от используемого профиля, нагрузка на процессор может быть запредельной. Некоторые видеокарты начинают поддерживать аппаратное декодирование. В то же время, другие карты не так хороши в этом, да и вообще в декодировании. Один из парней, который использует в работе видеокодеки, объяснил мне, что для работы с ними нужно иметь очень много знаний о данных в различных областях; так что если ты кодируешь и декодируешь, то надо быть весьма продвинутым спецом в этой области. Видеокарты хороши в том, что касается одновременной обработки части данных и вычислений, но ты не можешь делать того же с видео. Нужно серьезное железо, чтобы этим заниматься.

У H.264 есть три профайла, верно? Простой, основной и продвинутый. Интересно, что по умолчанию кодирование происходит в самом простом формате, в основном из-за iPod. Потому что iPod понимает только такие настройки. Ты не можешь использовать лучшие профайлы, так что это некий компромисс. Если декодировать на максимальных настройках, то это чрезвычайно ресурсоемкий процесс, поэтому нужно действительно много процессоров. Или многоядерный процессор. Или несколько многоядерных.

А в VP8 всегда один и тот же профайл. Он совсем не такой ресурсоемкий по части кодирования и декодирования, у него в комплекте есть моментальный энкодер, так что ты можешь заниматься своими делами на той же машине. И здесь я вижу огромное поле для новых разработок и инноваций. И даже не только по отношению к вебу, но и к другим рынкам. Но в Интернете мы вряд ли увидим полноценную поддержку HTML5 везде и всегда в ближайшие года, так что придется набраться терпения.

http://ruformator.ru/news/article069C9/default.asp

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *