Firefox 14: уже не торт

Сайт Mozilla Firefox
Firefox 14 является десятым релизом популярного браузера с момента перехода на новую модель ускоренной разработки. Разработчики обновляют браузер каждые шесть недель, и в результате количество заметных нововведений постоянно сокращается. Что происходит с Mozilla?

МОСКВА, 18 июл — Digit.ru, Илья Илембитов. После каждого выхода новой версии Firefox разработчики получали в подарок торт из Microsoft от разработчиков Internet Explorer. Начиная с пятой версии, Microsoft начала слать вместо торта пирожные. С последними версиями не слышно даже о пирожных — новые версии Firefox потеряли значимость для конкурента?

Поздравительные торты от Microsoft команде Firefox по случаю выхода
Поздравительные торты от Microsoft команде Firefox по случаю выхода

В вышедшем вчера Firefox 14 почти нет видимых пользователю новшеств. Это, к сожалению, относится к большинству последних версий браузера — хотя разработчики не устают обещать полный редизайн интерфейса, интеграцию с социальными сетями и даже полноценную мобильную ОС, построенную вокруг Firefox.

Главным нововведением 14-ой линейки является поддержка SSL-шифрования при работе с поиском Google в адресной или поисковой строке. В самом поисковике поддержка HTTPS-канала реализована в тестовом режиме еще в мае 2010 года, а по умолчанию включена с марта 2012. Как ни странно, в Chrome функционал не работает: запрос отправляется по незашифрованному каналу, хотя страница выдачи уже имеет адрес в HTTPS.

Год игры в догонялки

Рынок браузеров по версии сервиса StatCounter
Рынок браузеров по версии сервиса StatCounter

Ускоренная модель выпуска была впервые применена почти год назад, к версии Firefox 5. Впоследствии на новое расписание были переведены все продукты Mozilla: почтовый клиент Thunderbird, браузер SeaMonkey и мобильный браузер Firefox для Android. Очевидно, что новая модель была принята Mozilla для того, чтобы угнаться за главным конкурентом — Google Chrome, ставшим в мае самым популярным браузером в мире.За год такой работы Mozilla пришлось решать множество вопросов. Во-первых, ежемесячные выпуски означали, что старые версии браузера быстро прекращали получать обновления безопасности. Это привело к тому, что от браузера начали отказываться корпоративные пользователи — ведь системные администраторы крупных предприятий не горят желанием обновлять браузер ежемесячно на огромном парке рабочих машин. Запоздалым ответом на это стал анонс «корпоративной» линейки Firefox с продленной поддержкой.

Во-вторых, как уже говорилось в широко обсуждавшейся статье бывшего разработчика Firefox, постоянные обновления стали головной болью и для пользователей. Процесс обновления изначально не был полностью автоматическим и приводил к блокировке сторонних расширений, которые не успевали обновиться к новому релизу. Хотя ситуация теперь улучшилась, эти проблемы навредили репутации браузера.

В-третьих, поддерживать множество продуктов в едином цикле разработки оказалось разработчикам не под силу. Это привело к печальным последствиям — Mozilla пришлось прекратить активную разработку популярного почтового клиента Thunderbird, который долгое время был одной из основных альтернатив Outlook.

Наконец, частые релизы привели к тому, что новые выпуски Firefox уже не являются важным событием. Даже сама Mozilla с 14 выпуском предпочла уделить основное внимание продвижению версии для Android, а не для настольных систем. В официальном анонсе Firefox 14 даже не упоминается смена номера версии.

Можно возразить, что в Chrome тоже нет большого фокуса на смене номера версии, и что не каждый релиз этого браузера заслуживает внимания. Однако разница в том, что все обновления Chrome происходят автоматически в фоне — пользователю не нужно предпринимать никаких действий. Кроме того, многие новшества в Chrome на самом деле являются нововведениями в сервисах и продуктах Google (поисковый движок, устройства на базе Android и пр.) — у Mozilla таких возможностей, конечно же, нет.

Прототип интерфейса Firefox
Прототип интерфейса Firefox

Сейчас становится понятно, как именно революция HTML5 повлияла на рынок браузеров. Поддержка стандартов и веб-технологий больше не является конкурентным преимуществом — с точки зрения рядового пользователя, все современные браузеры находятся примерно на одинаковом уровне. Конкуренция среди разработчиков теперь происходит за счет дизайна приложений, дополнительных функций и быстродействия. Chrome буквально выбил почву из-под ног у Firefox. Разработчикам нужно сформулировать стратегию продукта и придумать, наконец, что-то новое.Вместо послесловия: скрытая угроза на мобильном фронте

Львиная доля мобильного рынка контролируется браузерами на базе Webkit, и существует только одна популярная платформа, которая допускает установку альтернативных браузеров (а не надстроек над стандартным) — Android. Разработчикам могут тестировать свои браузеры только для Safari и Chrome. Остальным платформам приходится подстраиваться под лидеров — иначе их пользователи не смогут нормально работать с веб-сайтами.

Ситуация усугубляется медлительностью организации W3C, разрабатывающей веб-стандарты. Когда Apple или Google нужно ввести новый элемент в HTML или CSS, они делают это в обход стандарта — так появляются атрибуты с пометкой -webkit. Другим разработчикам приходится дожидаться реализации аналогичного элемента в стандартах W3C. Но если элемент становится популярным и активно применяется в веб-сайтах, то ждать становится невозможно, и приходится следовать за Webkit, внедряя вендорозависимые дополнения к HTML и CSS. Прецедент уже есть: в апреле 2012 года компания Opera заявила, что будет поддерживать атрибуты с префиксом -webkit в своих мобильных и настольных браузерах. Точно так же когда-то разработчикам приходилось подстраиваться под IE и то, как его создатели понимали стандарты.

Как избежать «второго IE6» — пока непонятно. Неочевидно и то, как в этой ситуации сможет помочь рынку Mozilla — собственного браузера для Android явно недостаточно. Проблема — в платформе iOS, не позволяющей ставить браузер не на базе Safari. Да и собственная Firefox OS, о которой много говорят разработчики, вряд ли что-то изменит — ведь ей нужно будет поначалу занять хоть какое-то место на рынке, чтобы влиять на ситуацию.

Видимо, мобильному вебу придется пройти уже известный по ситуации с Microsoft путь: антимонопольный иск против Apple от разработчиков альтернативных браузеров; активизация организации W3C, устанавливающей стандарты и, наконец, долгая просветительская работа с пользователями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *